А. Плющев – Да и критика-то была, прямо скажем...Хорошо, мы сейчас продолжим задавание вопросов. Единственное, я хотел от себя спросить. У меня, естественно, и свой интерес. Это ваш сайт. Он открылся буквально на глазах у нас, и называется он www.piknik.info. Это один из первых, во всяком случае, мне попадающихся сайтов, сделанных в домене info. Интересно. Мне показалось, что сайт этот несколько необычен. В первую очередь, картинами. Редко музыканты выставляют свои картины в Интернете. Но о них мы уже сказали. Во-вторых, тем, пожалуй, что он выполнен в стилистике всего одной песни, то есть фиолетово-черный, во всяком случае, сделан в двух цветах, в основном, так старались. Это было ваше требование, или специально обученные люди, которые занимаются Интернетом, сказали: "давайте сделаем так"? Вообще, вы какое участие во всем этом принимали?
Э. Шклярский– Я был наблюдатель.
А. Плющев – А каким? Активным или пассивным?
Э. Шклярский– Сначала пассивным. Когда приехал в Москву, стал активным.
А. Плющев – А сайт делался в Москве?
Э. Шклярский– Сайт делал Марат, который здесь рядом сидит, он может поведать в красках то, что я не расскажу никогда.
А. Плющев – Марат, подходите тогда поближе к микрофону. Сайт – дело интересное, тем более, что есть передача "Серебро", но Вы тут 2 часа всего, а на сайте Вы круглые сутки, условно говоря. Марат, расскажите пару слов о сайте.
Марат – У "Пикника" был официальный сайт. Правда, я не знаю, когда он был создан, даже незнаком с людьми, кто им занимался. И, по каким-то, опять же неизвестным мне причинам, этот сайт в какое-то время перестал обновляться. После чего Эдмунду было предложено создать новый сайт, и он согласился.
А. Плющев – Хорошо. Тогда сделаем так. Я советую всем, кто хочет узнать больше об истории группы "Пикник", обращаться на сайт www.piknik.info. Во всяком случае, там все альбомы по годам точно расписаны. Почему я сказал, что "Египтянин" – тринадцатый? Потому что я посчитал по обложкам сегодня днем, когда смотрел сайт, и "Египтянин" получился как раз тринадцатым. Это правильно или нет?
Э. Шклярский– Честно говоря, я еще не считал. Альбомов, я считаю, все-таки меньше, потому что там есть два сборника, которые нельзя назвать альбомами. Потому что альбом – это "Иероглиф", "Стекло" и т.д. А сборник – он и есть сборник.
Марат – Еще пару слов хотел сказать по сайту насчет дизайна. Дизайн сайта будет непрерывно меняться. Это вещь динамическая. Он уже изменился, уже не в двух цветах. И это будет продолжаться, будет и привязан к каким-то событиям, как, например, выход нового альбома, и даже не привязан ни к каким событиям. Например, сегодня или вчера Эдмунд, увидев содержимое, сделал пару замечаний, после чего все приняло новый вид.
А. Плющев – Сайт был закрыт.
Марат – Нет, сайт, наоборот, открылся еще шире.
А. Плющев – Эдмунд, тогда последний вопрос о сайте. Какое участие Вы будете дальше принимать? Скажем, общаться с поклонниками, которые будут задавать вопросы и т.д.? Вы вообще к виртуальному проявлению жизни как относитесь?
Э. Шклярский– Поскольку приходили уже и вопросы, и какие-то послания, я на них отвечаю, если здравомыслящие какие-то там...
А. Плющев – Сами пользуетесь электронной почтой?
Э. Шклярский– Да.
А. Плющев – Отлично. Давайте послушаем еще один телефонный звонок.
Радиолушатель Роман – Навуходоносор – царь древнего Вавилона, великий полководец. Саддам Хусейн считает его своим предком. Стыдно не знать.
Э. Шклярский– Вот мы и посрамлены.
А. Плющев – По-моему, отлично. Мы заодно с вами и образовались. Я помню, это дело в пятом классе проходит, поэтому мы малек подзабыли.
Э. Шклярский– Вавилон – разве это не ассирийское царство? Ассирийский царь, по-моему, он и был.
А. Плющев – Ну и нормально. Мне даже простительно, поскольку мне всего 29 лет.
С. Образцов – Нет, по-моему, персидский.
А. Плющев – Ладно, не будем спорить. Песня она и есть песня, вообще отдельный музыкальный социокультурный феномен. Задали вопрос, а потом сами краснеем за него. Мне совсем не стыдно, мне всего 29 лет, а здесь сидят просто монстры отечественного рока, которые еще с Навуходоносором лично были знакомы практически. Хорошо, давайте тогда с пейджера вопросы. Вы уже ответили на вопрос, не собираетесь ли устроить выставку своих картин. "Оформление пластинок – это ведь не все образцы вашего графического творчества, есть еще что-то?" – Денис спрашивает.
Э. Шклярский– Конечно, да.
А. Плющев – "Ваш самый запомнившийся концерт по времени, месту и продолжительности," - от Сергея вопрос.
Э. Шклярский– У каждого свой. Чем-то необычен был концерт, когда было 2000-летие. То есть мы играли во время Нового года на улице, это Невский проспект у Казанского собора, со взрывами и прочими канонадами. Это было для нас необычно...
С. Образцов – И очень холодно.
А. Плющев – Из вопросов. Их очень много, и много ответов на уже разыгранные диски. "Скажите, на какой самой неожиданной площадке вам пришлось выступать, когда это было?" – спрашивает Леонид.
Э. Шклярский– Очень неожиданных площадок... были велотреки какие-то, цирки, но, в общем-то, в этом ничего неожиданного нет. Было, допустим, выступали мы, если можно так сказать, плот или не плот, во Владивостоке. По крайней мере, это происходило на море.
А. Плющев – Лида спрашивает: "Когда вы выступали в Тюмени более 10 лет назад, песню "Ночь" вы исполняли в масках".
Э. Шклярский– Это у нас были такие лица.
А. Плющев – Лида спрашивает, как это происходит сейчас, с такими же лицами, очевидно, или нет...
Э. Шклярский– С другими масками.
А. Плющев – И ей очень хотелось бы эту песню услышать сейчас. Я постараюсь для Вас это дело устроить. Вы действительно в масках? Не помните?
Э. Шклярский– Упаси бог. Чулки на голову, и все.
А. Плющев – Хорошо, слушаем песню "Ночь", потом возвращаемся.
ПЕСНЯ
А. Плющев – Группа "Пикник", которая 24 ноября выступит в ДК МАИ, у нас в эфире. Мы отвечаем на ваши вопросы, но прежде еще от меня вопрос. У меня их много, я боюсь, что если бы я их все задавал, то не было бы у наших слушателей такой возможности. Я сдерживаю себя, но это не тот раз. Очень много у вас в песнях, даже в одном из названий дисков присутствуют такие существа, как вампиры. Что вас с ними связывает?
Э. Шклярский– Родственность душ.
А. Плющев – Вроде бы ничего, сидите, не причмокиваете, кровь не пьете.
Э. Шклярский– Был когда-то увиден фильм, еще в кинематографе, черно-белый, "Дракула". Там была атмосфера романтизма, как раз лишенного всяческой крови. И поэтому они воспринимались как некие существа, живущие в мире людей, по каким-то параллельным законам, не всегда соприкасающимся. И этот мир хотелось иногда передавать в песнях. В том числе в "Ночи", и есть еще такая песня, "лишь влюбленному вампиру", то есть тема продолжалась.
А. Плющев – Кстати, она у нас есть, мы можем продолжить тему через некоторое время. Денис спрашивает: "Эдмунд, понимаю, что вопрос крайне некорректный. Но все же, (не знаю, почему некорректный) пользовались ли вы когда-либо при создании своих песен какими-либо наркотическими веществами? Поясняю. Сам я одно время употреблял наркотики. Именно тогда я подсел на ваши песни, так как нашел в них очень много созвучного, того, что со мной тогда происходило. Еще раз извините. Денис".
Э. Шклярский– Никакой некорректности я не вижу. Как говорил наш клавишник Сергей Воронин, "Пикник" – антинаркотическая группа. То есть были напитки, но бог миловал. Другое дело, что особенно в дальневосточных районах нам приносят иногда чай-соль, то есть "ребята, не придумывайте, вы пишете такие песни, наверное, вы курите и все прочее". Мы долго объясняем, но "если уж так хотите, принесите водки".
А. Плющев – Кстати, водку предпочитаете из всех напитков?
Э. Шклярский– Кто как.
А. Плющев – А, извините за выражение, группового напитка нет?
Э. Шклярский– Каждый борется сам с напитками, как хочет.
А. Плющев – Хорошо. "Скажите, как так получилось, что вы попали на гастроли в Японию?" – спрашивает Роман Иванович.
Э. Шклярский– Как нас занесло? Тогда еще не все разваливалось, и были сильны такие понятия, как города-побратимы. И Осака – это город-побратим СПБ. Они оба на морях. И мы попали на выставку "Экспо-90", и в рамках этой выставки, в рамках фестиваля мы там играли.
А. Плющев – Роман из СПБ спрашивает: "Летом вы участвовали в одном концерте с "Алисой" и "Чижом". Каким образом решили организовать такой странный совместный концерт? Какие у вас отношения с этими музыкантами?" Я еще добавлю к этому вопросу. Сергей из Москвы: "С какой группой вы бы хотели сыграть джем-сейшн, или уже сыграли?"
Э. Шклярский– Коллективных музицирований вообще никогда не хотелось. И в компании я, например, никогда не играю, и не выношу, когда кто-то играет, показывает свое мастерство или, наоборот, неумение играть. То есть для этого есть определенное место, где это реализуется.
А. Плющев – А кстати, я слышал как бы полулегенду о том, (сейчас вы ее подтвердите или опровергнете), что группа "Пикник", по большому счету, собирается только на концертах. Что касается студийных записей, то делаете все Вы один.
Э. Шклярский– В этом иногда есть какая-то часть правды. Например, когда записывался альбом "Иероглиф", нам как раз попался компьютер в руки. И мы, как папуасы, у которых появилась некая игрушка, мы с ним делали, наверное, чрезмерное. Там некоторые песни, 80% было записано на том самом компьютер. Потом это нам надоело. То есть какое-то время мы даже ездили на концерты, и там довольно много партий играл просто компьютер. Потом это отошло, мы стали использовать компьютер в качестве помощника, но не более.
С. Образцов – Домашнего.
Э. Шклярский– Да, домашнего помощника.
А. Плющев – Хорошо. Есть еще масса вопросов. Я уже сказал музыкантам группы "Пикник", что если бы мы все их задавали сейчас, то просидели бы до 5 утра точно, причем не играя песен и не принимая новых вопросов. Вопрос Максима не будет участвовать в розыгрыше дисков, потому что он не прислал телефон. Но, тем не менее. "Чем, по-вашему, отличается питерский рок от московского? Мне кажется, что московский рок более чувственный, в нем больше эротизма, а для питерских рокеров женщина не существует. Он больше социальный и бесполый. Бубны всякие, иероглифы (ясен намек, да?) и псевдофилософия Б.Г."
Э. Шклярский– Дело в том, что сколько людей, столько мнений, и ничьи я не хочу опровергать. Мне кажется, что город, в котором происходит зачатие музыки, сам накладывает отпечатки, хотим мы этого или не хотим. И этот отпечаток каждый из музыкантов уже несет, и его ничем не стереть. То есть Москва накладывает свой отпечаток, Питер свой, Свердловск свой. И поэтому так тому и быть.
А. Плющев – Станиславский благодарит за то, что пригласили Эдмунда в студию, он обожает "Пикник", их творчество, наверное, и все диски имеет. "Почему только сейчас вы начали активно появляться в московских клубах, почему не делали этого раньше?"
Э. Шклярский– Мне кажется, что и клубы не так давно появились подобного направления. Потому что, например, у нас в Питере до сих пор практически есть только один клуб, вернее, сейчас второй появился, где можно играть живую музыку, потому что в основном клубы пищеварительные. То есть музыкант, как еще одно дополнение к гарниру.
А. Плющев – "Были ли наши гости на гастролях в ближнем или дальнем зарубежье?" – спрашивает Лена. Про Японию ответили. А что еще из гастролей припомните?
Э. Шклярский– Не далее, как в конце месяца, мы едем на Украину, были в Белоруссии. Никак нам было не доехать до Литвы, республики начали проявлять самостоятельность, и мы, к сожалению, не доехали. Были в Таллинне, из ближних.
А. Плющев – Я предлагаю сейчас продолжить вампирскую тему, а потом вернуться, и уже до конца часа будете отвечать на вопросы наших слушателей, я уже буду только их транслировать.
ПЕСНЯ
А. Плющев- Вот еще один вопрос от господина Станиславского. "Судя по Вашим текстам, Вы являетесь человеком, у которого иногда бывает, как и у всякого гения, минуты духовного гнетения. Какая сила заставляет вас работать, писать новые песни, петь их и сочинять музыку?"
Э. Шклярский- Может быть, та сила духовного гнетения и заставляет. Есть, наверно, какая-то потребность. У каждого человека есть потребность спать, читать, ходить, разговаривать. У детей вообще масса потребностей, они рисуют, пляшут, потом это забывается… Значит, какая-то из потребностей просто не забылась, а осталась до сих пор.
А. Плющев- Семен Семенович спрашивает: "Перезаписанный с хорошим звуком старый материал заметно проигрывает оригиналу. Зачем вообще это делается?"
Э. Шклярский- Дело в том, что не всегда хочется, чтобы это было все одинаково. В каждом переиздании есть какие-то новые фотографии, новое оформление, и поэтому хочется, чтобы что-то менялось по крайней мере.
А. Плющев- Спрашивают, каким образом вы загремели в коммунистический концерт перед прошлыми выборами в Думу.
Э. Шклярский- Концерт назывался "Левый марш", посвященный памяти Маяковского, которого я лично люблю и всем советую прочитать, кто не читал. И для себя никакого дискомфорта не видели.
А. Плющев- "Есть ли у вас песни, которые не попали на диски, если есть, где их можно найти?" - спрашивают здесь из Казани. И очень похожий был вопрос еще раньше, там упоминались две ваши песни тоже и спрашивали – играете их на концертах и не собираетесь ли их издавать.
Э. Шклярский- Во-первых, песня "Я почти итальянец" выходил давным-давно на виниловой пластинке, она была в сборнике, поэтому она, если так говорить, она была уже издана когда-то. А вторую песню - я удивляюсь памяти человека, что мы играли один раз и больше пока не играли.
А. Плющев- Забавно, вопросы приходят от разных, казалось бы, людей, но очень похожи друг на друга. Во-первых, наш, видимо, активный слушатель Станиславский советует показать Ваши картины киношникам, сказочникам и фантастам, а следом за ним буквально в секунды вопрос от Сергея из Москвы: "Используется ли Ваша музыка в каких-либо телевизионных передачах или кинофильмах, кроме передачи "Вокруг света" в 80-х годах и фильма про Шао Линь".
Э. Шклярский- Был какой-то фильм художественный, там вначале шел "Иероглиф", я, правда, не помню, как он называется.
С Образцов- Недавно была передача…
Э. Шклярский- Это не передача, а фильм был какой-то двадцатиминутный, как он называется, опять же, я не знаю, он был очень замороченный, и там… Все забылось окончательно.
А. Плющев- А есть ли желание вообще написать музыку для фильма, если поступит соответствующая просьба или заказ?
Э. Шклярский- Дело в том, что ничего невозможного нет. Надо видеть фильм, и тогда уже… Если это будет какая-то комедия, то вряд ли я смогу написать, если там будет детектив, то, наверно, да.
А. Плющев- А если фильм ужасов?
Э. Шклярский- Тоже запросто.
А. Плющев- Какой-нибудь на вампирскую тематику…
Э. Шклярский- Вообще по сердцу такие темы.
А. Плющев- Вот видите, вместе нашли. Борис задал сегодня очень много вопросов, наверно, даже больше, чем Станиславский. Он спрашивает, какое Ваше образование и какие специальности. Я тоже слышал, что Вы учились конструировать атомные реакторы.
Э. Шклярский- Вообще все заканчивали технические высшие учебные заведения. Барабанщик Леня Кирнос - холодильный, Слава заканчивал ЛЭТИ.
А. Плющев- Что это? Москвичи не знают.
С Образцов- Электротехнический
Э. Шклярский- Клавишник Сергей Воронин корабельный институт заканчивал, а я политехнический. А. Плющев- И каким образом так случилось, что вы избавили нашу страну от таких ярких специалистов в технических областях?
Э. Шклярский- Дело в том, что каждый играл в каком-то своем ансамбле, потом понемножку ансамбли лопались, круг сужался, и так мы понемножку приближались друг к другу.
А. Плющев- Расскажите об этой, может быть, немного легендарной истории, как Вы играли с "Аквариумом" еще.
Э. Шклярский- Если поправдивее рассказать, двоюродный брат гулял с девушкой, у которой были одни из знакомых Гребенщиков и Гуницкий, которые, как и многие в те времена, создавали группу, им нужен был гитарист. Он предложил меня, и какое-то время я репетировал. До концертов не дошло, потому что я как раз поступил в институт и начал пытаться создавать свою группу, но были какие-то репетиционные моменты.
А. Плющев- До выступления так не добрались. Реплика на пейджер которая меня развеселила: "Только что подключился. Вот клево-то, "Пикник" в эфире! Большой им привет! Вампир Кошолкин".
-
А. Плющев- А вот Дмитрий из Владикавказа спрашивает: "Эдмунд, когда у Вас блестят глаза?"
Э. Шклярский- Блестят глаза…. Когда Бахус гуляет в крови.
А. Плющев- Это понятно, это всем известная ситуация. Боюсь, они у всех блестят. Я хорошо всегда думаю о людях. Может быть, Дмитрий имел в виду, что Вас интересует до блеска в глазах?
Э. Шклярский- Батюшки, это надо копаться в себе, это займет, я боюсь, много времени.
А. Плющев- Я понимаю, почему Дмитрия из Владикавказа интересует этот вопрос. Я сегодня первый раз Вас вижу, но всегда, когда я слышал Ваш голос, и в песнях, и в интервью, Вы создаете впечатление очень флегматичного человека.
Э. Шклярский- Я не могу сказать, что я мгновенно переношу, допустим, в песни то, что происходит. То есть всегда первое впечатление самое правильное, но мне кажется, что для написания чего-то должно пройти какое-то время - и тогда уже выплескивать на бумагу. И когда уже блестят глаза – не знаю.
А. Плющев- Борис подтверждает мою мысль, что надо было ящик компактов привозить, но знаете, зато ценность приза повышается насколько. Спрашивают про народную музыку. Махайрот спрашивает: "Не хотите ли вы сыграть музыку с использованием народного фольклора?"
Э. Шклярский- Пока мы сподобились сыграть с запорожским струнным оркестром, а до народного – пока нет. То есть были какие-то задумки сыграть с ансамблем старинных инструментов…
А. Плющев- И от Бориса тоже: "Играете ли Вы на народных инструментах если да, то на каких?"
Э. Шклярский- На мандолине я еще могу играть, но насколько она народный… Наверно, народный.
А. Плющев- Не нашего народа.
Э. Шклярский- Не нашего, но народный.
А. Плющев- Давайте дадим возможность слушателям по телефону задать вопрос. Алло.
Слушатель- Доброй ночи. Эдмунд, а Вы какой национальности?
Э. Шклярский- В паспорте у меня написано поляк.
Слушатель- Вы бы, Эдмунд, лучше атомные станции строили.
Э. Шклярский- Хорошо, завтра займусь.
А. Плющев- Бывает и так.
Э. Шклярский- Дорвался.
А. Плющев- Жалко, диск человек не получит. Потому что он же имя не назвал свое. Хотя, может быть, и не стоит. Алло.
Слушатель- Добрый день. У меня сразу много вопросов. Первый вопрос такой. Устройство новоегипетского инструмента – это терменвокс или что-то другое?
Э. Шклярский- Нет, на сайте, по крайней мере, он нарисован и опубликован, и там есть рычаг, с помощью которого и меняется высота звука.
Слушатель- Но это не терменвокс?
Э. Шклярский- Нет.
Слушатель- Еще другой вопрос. Ваша подпись не похожа ли на иероглиф? Это ехидный вопрос.
Э. Шклярский- Нет. Но с подписью я рисую еще значок, который присутствует практически на всех пластинках.
Слушатель- Сверху?
Э. Шклярский- Да, в виде пляшущего человечка или чего-то такого.
Слушатель- Еще такой вопрос. У меня такое впечатление, что на вас сильно повлияло творчество "Лед Зеппелин". Это правда?
Э. Шклярский- А как же? И их в том числе.
Слушатель- А какую песню Вы считаете своей визитной карточкой сейчас? Раньше это был "Пикник", потом когда-то была "Шарманка"…
Э. Шклярский- Вообще-то мы не считали ни ту, ни другую визитными карточками. То есть я уже говорил, что мне по сердцу больше песни медленные и среднего темпа. Но сейчас, если брать последний альбом, это, наверно, "Египтянин" и "Фиолетово-черный".
Слушатель- А будет ли концерт в Рязани на этой неделе?
Э. Шклярский- Будет.
Слушатель- Во сколько и где?
С Образцов- 23 числа в Рязани. В концертном зале, там афиши висят.
А. Плющев- Как вас зовут?
Слушатель- Меня зовут Женя. Еще можно просьбу небольшую? Если вы успеете, песню "Говорит и показывает", если можно.
Э. Шклярский- Мы еще ее играем только на концертах.
А. Плющев- Денис спрашивает: "Чем было вызвано появление такого странного альбома, как "Секта Мо и группа "Пикник"?"
Э. Шклярский- Опять же, мы не считаем это альбомом, это было ответвление, об этом мы всегда заявляли, и поэтому к дискографии, к генеральной линии это не совсем имеет отношение. Ответвление. Допустим, как на пластинке "Вампирских песен" есть кроме нас еще и автор-исполнитель, который исполняет свои песни. То есть наших там всего три песни.
А. Плющев- Отличный вопрос, мне кажется, от Бориса: "Вы сами сочиняете песни или на вас работают какие-то авторы?"
Э. Шклярский- Вот стоят два человека здесь, которые сочиняют все это, а мы - исполнители.
А. Плющев- На самом деле, многие могут не понять юмора.
С Образцов- Вчера тоже подходит девушка после концерта и спрашивает: "Я вас снимала, фотографировала…"
Э. Шклярский- Она пришла с блестящими глазами как раз.
С Образцов- Да, с блестящими глазами. И говорит- "…А вы живьем играли?" С двух метров не разглядеть!
А. Плющев- Многие сомневаются, что мы сейчас живьем с вами разговариваем, есть определенный процент. На самом деле музыка и слова Эдмунда Шклярского на всех альбомах "Пикника", во всяком случае, на сайте написано, что это именно так. Вот отличный вопрос от Сергея, мне кажется: "У меня нет ни одного вашего альбома. С чего, по-вашему, лучше начать знакомство?"
Э. Шклярский- Лучше с последнего.
А. Плющев- С "Египтянина"? Всегда нравится то, что выпустили только что?
Э. Шклярский- Нет, но каждое время рождает новые ощущения, новые песни. В данном случае, мне кажется, всегда надо знакомиться в обратном порядке.
А. Плющев- "Эдмунд, как часто, глядя на окружающих, Вам хочется процитировать слова Данилы Багрова из фильма "Брат-2" "Вот уроды!"?" –спрашивает Александр
С Образцов- "Не суди…"
Э. Шклярский- Да, наверно, это правильное начало фразы. "Не суди…" - как она заканчивается?
С Образцов- "…и не судим будешь".
А. Плющев- То есть никогда не бывает такого?
С Образцов- Ну зачем?
Э. Шклярский- Ничто человеческое не чуждо, эмоции бывают разные, но это не главные эмоции, которые живут в нас.
А. Плющев- У Дениса чисто технический вопрос. "Если можно, ответьте про возникновение странного тандема под названием "Вертолет, часть 1,2" на диске "Вампирские песни"".
Э. Шклярский- Я уже говорил, что там кроме нас был человек, который исполнял песни, и было две версии его песни "Вертолет".
А. Плющев- Хорошо, теперь все. Большое вам спасибо, что заехали в Москву на три концерта в общей сложности, я буду на концерте обязательно, мы всех тоже туда приглашаем. И в Рязань приглашаем.
Э. Шклярский- Там потому что будет концерт наверняка часов в 7.
А. Плющев- То есть электрички еще ходят? Так что на электричке вполне возможно добраться.